Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Многозначность Псалтири: три плана осмысления (+ Видео)

02.08.2017, 18:43      Новости Арсеньева
В кафедральном Благовещенском соборе продолжаются лекции В.Б. Дорогой об одной из самых употребительных книг Ветхого Завета – Псалтири. Первая лекция состоялась в подклете собора 11 июня, а неделю спустя прихожане вновь собрались для того, чтобы продолжить углубленное знакомство с книгой псалмов царя Давида. Вторая лекция была посвящена частным особенностям Псалтири — как эта книга называлась в разные века и у разных народов, на какие части делилась Псалтирь в Ветхом Завете и в новозаветное время – и особенностям древней поэзии.В третьей лекции , прошедшей 25 июня в кафедральном Благовещенском соборе, рассказывалось о различных темах и образах Псалтири, а в четвертой   – о том, как книга псалмов использовалась в ветхозаветном и новозаветном богослужении.Пятая лекция, завершающая первый цикл бесед, посвящена трём планам осмысления Псалтири, а также месту Псалтири в досуге христианина.Ведет беседы кандидат филологических наук, преподаватель школы славянского языка и Псалтири «Златарница» Валентина Борисовна Дорогая из г. Санкт-Петербурга. Размышления о Псалтири – книге богодухновенной, мистической, молитвенной Говоря о Псалтири, мы не можем не сказать о том, какие смысловые и образные координаты заложены в Псалтири, как образы Псалтири развиваются и взаимодействуют. Знание этого значительно облегчает псалмопение как молитву и размышления над псалмами.Каждый псалом богодухновенен и мистичен, поэтому он может быть прочитан с трех разных позиций, или планов. Эти планы тесно взаимосвязаны, и от этой взаимосвязи рождаются новые смыслы.В качестве примера был разобран 7 псалом. Первый смысловой план Псалтири – исторический. Этот псалом написан во дни гонений юного Давида от Саула. В это время он терпит гонения невинно, поэтому можно сказать, что этот псалом – это молитва невинного человека. Только Господь знает, что Давид ни в чем не виноват, и только к Нему он может обратиться за помощью. Весь смысл этого псалма укладывается в слова первого стиха: «спаси и избави». Давид испытывает себя, точно ли он невинен, точно ли его не за что гнать: «Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь» (Пс.7, 4-5). Иными словами, «если за мной есть какие-то грехи, то пусть я лишусь всего». Подобным образом были разобраны все стихи седьмого псалма.Помимо Давида, есть еще один Человек, Который преследовался совершенно невинно. Это Христос. Во время Своей земной жизни Христос часто отходил от народа и молился в одиночестве, и образ Его молитвы мы можем найти во многих псалмах, в том числе и в седьмом. «Господи Боже мой, на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя» (Пс. 7, 2). А сколько гнали Спасителя! Фарисеи и книжники гнали Его беспрестанно. Как Саул ненавидел Давида, так и грешники ненавидели Спасителя. Но в отличие от Давида, Христос действительно был совершенно безгрешен: «суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя» (Пс. 7, 8). Так раскрывается второй план осмысления Псалтири: связанный со Спасителем, мессианский. В Псалтири есть даже особые, мессианские псалмы, где действительно речь идет только о Спасителе. Непостижимо, как Давид мог это предузнать за столько столетий до Пришествия Мессии. Но и в обычных псалмах, если внимательно посмотреть, просматриваются мессианские фрагменты.Сейчас, после Пришествия Христова, в Церкви, мы читаем эти псалмы совсем не так, как читал их Давид. Как только христианин начинает осмысленный путь ко спасению, начинает следовать по стопам святых, он подпадает под то же гонение невинного человека, которое испытал и Сам Спаситель, и псалмопевец. Любой живущий по заповедям человек неудобен окружающим, так как одним своим образом жизни он обличает грешников, молча говоря о том, что можно жить иначе. Так в 7-м псалме обнаруживаются те принципы, по которым живет христианин. И это третий план осмысления Псалтири – нравственно-богословский. С этой стороны — по отношению к нам — первая часть псалма звучит совершенно по-другому: «Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь» (Пс.7, 4-5). Разве мы можем про себя сказать, что мы никогда не воздавали зло за зло? Нет… Так мы испытываем свою правоту перед Господом. Понимая, что возможно и мы воздавали злом за зло, мы соглашаемся на искупительные страдания: «да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит». (Пс. 7, 6) И ещё очень важный момент: мы не должны брать на себя суд над нашими обидчиками. Напротив, мы должны возложить его на Господа: «Воскресни, Господи, гневом Твоим».Особого внимания заслуживает возникающее в этом псалме понятие: «правыя сердцем». Праведный – это человек, который стремится исполнить Закон. «Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем (Пс 7, 11). Иными словами, от Какого Бога мне придет помощь? От Того, Который спасает правых сердцем. Интересно пишет об этом понятии св. Василий Великий: «Прав сердцем тот, чей рассудок не допускает ни излишества, ни недостатка в добродетели, но держится середины. Кто от мужества уклонился в недостаток, тот совращается в робость, а кто простерся в излишество, тот переходит в дерзость». Недостаток мужества – робость, излишек мужества – дерзость. Правыя сердцем – это люди, сохраняющие золотую середину в добродетели.Итак, на примере этого псалма мы ясно видим, как три плана – исторический план Давида, мессианский план Спасителя и нравственно-богословский план человека, который следует за Спасителем – сливаются воедино. Таким образом можно разобрать практически каждый псалом. Завершение разбора первой кафизмы: псалом 8 На протяжении 5-ти лекций были разобраны все псалмы первой кафизмы (1-8 псалом). В 8-м псалме мы видим Давида в преклонном возрасте, много размышляющим о величии мира и Его Творца. Царство его было уже устроено, и его досуг был посвящен возвышенным предметам. Вся природа прославляет Творца. И даже несмысленные младенцы радуются, лепечут, благодарят Бога за то, что они появились на этот свет: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8, 3). Этим младенцам Бог дал Себя хвалить, чтобы этим обличить Своих врагов: «враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника» (Пс. 8, 3). Местник – это тот, кто мстит.«Что есть человек, яко помниши его?» (Пс. 8, 5). Человек является частью творения, но Ты выделил его.«Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8, 6). Ты дал ему такое же достоинство, какое имеют Ангелы, которые стоят вокруг Тебя и славословят Тебя каждую минуту. Ему дана слава и честь, дана возможность быть со-творцом вот этого всего мира. «И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его» (Пс. 8, 7) В своей повседневной деятельности человек – это творец, потому что он носитель Божественного дыхания, и именно оно делает его со-творцом Богу. И вся вселенная служит Ему: овцы, и волы, и скоты польския (живущие в полях), птицы небесные и рыбы морские – всё создано Творцом, всё подчинено Ему, и всё по повелению Божию служит человеку. Значение Псалтири в досуге христианина Свт. Григорий Нисский называет исполнение псалмов «любомудрым сладкозвучием». Она выступает как бы в противовес непотребным песням и пляскам мира. Псалтирь доступна абсолютно всем: каждый человек вне зависимости от возраста и духовного состояния может найти себе утешение в Псалтири.Еще он говорит о том, что во Вселенной проявляется первообразная и истинная музыка: «Человек есть малый мир, заключающий в себе всё то, что есть в великом мире. А устройство вселенной есть некая музыкальная стройность, во многих видах и разнообразно, по какому-то порядку и ладу сама собою соглашённая, сама себя поддерживающая и никогда не разрушающая своего согласия. В этом согласии — согласие твари с самой собой, слагаемое из противоположностей». Весь мир звучит как симфония! Также он пишет: «Человек есть малый мир, но он же делается и подобием Приведшаго мир в стройность. Музыка согласна с нашим естеством». Человеческий организм похож на свирель: горло – это свирель, нёбо – подпорка у струк, щеки и рот подобны смычку. «Посему любомудрый Давид к любомудрому учению о добродетелях присоединил и сладкопение, влив в догматы любви как бы некую сладость мёда, при помощи которой естество наше некоторым образом изучает и врачует само себя». Псалтирь может служить и лекарством: «А врачеством естеству нашему служит стройность жизни, какая, по моему мнению, прикровенно внушается сладкопением». Мы начинаем петь псалмы и входим в эту гармонию, так что она начинает действовать и в нашей жизни тоже.Соборное пение псалмов, их разучивание наизусть, изучение — отличный способ отдыха от повседневных дел и приблизиться к богослужению. Целью первого круга наших занятий было приблизиться к правильному пониманию Псалтири, полюбить её. Екатерина Придворова 11.06.17Богодухновенность и мистическая природа Псалтири. Место Псалтири в составе учительных книг Ветхого Завета. Разбор 22 и 90 псалмов.

Запись лекции: Посмотреть

18.06.17Название и состав Псалтири. Особенности древней поэзии. Разбор 1 и 2 псалмов.

Запись лекции: Посмотреть 25.06.17Основные темы и образы Псалтири. Разбор 3 и 4 псалмов: Посмотреть 02.07.17Использование Псалтири в ветхозаветном и новозаветном богослужении. Разбор 5 и 6 псалмов:  Посмотреть 09.07.17Три плана осмысления и восприятия Псалтири. Псалтирь и досуг христианина. Разбор 7 и 8 псалмов. : Посмотреть .

Источник: arseniev-eparhia.ru
 Читайте также:

Благодарность Губернатора Приморского края вручена председателю Совета предпринимателей г. Арсеньева Алексею Карасеву

Губернатор Приморского края В.В. Миклушевский вручил благодарность председателю общественной организации «Совет предпринимателей г. Арсеньева» А.Ю. Карасеву. Встреча Губернатора Приморского края Владимира Миклушевского и руководителей бизнес-сообщества региона состоялас..

Сформирован Молодежный совет Арсеньевского городского округа

В Арсеньеве сформирован Молодежный совет Арсеньевского городского округа. Предложение о создании в муниципальных образованиях Приморья моложенных советов поступило от Законодательного Собрания Приморского края. Ранее в Арсеньеве это общественное формирование, объединяющ..

«Волонтёрское движение» обновление

Внимание! Открыт сбор благотворительной помощи для затопленных районов Приморья (Чугуевского, Кавалеровского, Дальнегорского районов).Принимаем: продукты питания, воду, постельные принадлежности, одежду. Так же принимаем деньги, на которые будет приобретено все необходимое для лю..

Объявлен сбор помощи пострадавшим от наводнения

После проливных дождей, которые обрушил на Приморье тайфун «Лайонрок», в крае произошел разлив рек, в результате чего оказались подтоплены более 2500 дома в 20 населенных пунктах. В настоящее время остаются отрезанными 17 населенных пунктов. Спасатели Дальневосточного регионально..

В Арсеньеве создан оперативный штаб по оказанию помощи жителям пострадавших районов

Неравнодушные жители Арсеньева организовали Оперативный штаб по оказанию помощи жителям Кавалеровского и Чугуевского районов, пострадавшим от тайфуна «Лайнрок». В районах действует Оперативная группа представителей Штаба. Координатором работы является депутат Думы городского о..

Иерей Георгий Койчубаев: «Россия – это орудие Божие»

В 2016 году Арсеньевской епархии исполняется 5 лет . В связи с этой круглой датой планируется выпустить цикл интервью под названием «Люди Арсеньевской епархии» . Люди Церкви – кто они? Жизнь пройти – не поле перейти, но каждого человека ведет Божественный Промысел. Люди – это гла..

Люди Арсеньевской епархии: иерей Александр Ступа

В 2016 году Арсеньевской епархии исполняется 5 лет . В связи с этой круглой датой планируется выпустить цикл интервью под названием «Люди Арсеньевской епархии» . Люди Церкви – кто они? Жизнь пройти – не поле перейти, но каждого человека ведет Божественный Промысел. Люди – это гла..

В Арсеньеве состоялся общегородской велопробег

6 августа в Арсеньеве состоялся первый массовый общегородской велопробег, организованный еженедельником "Бизнес-Арс". В велопробеге приняли участие 145 велосипедистов в возрасте от 5 до 50 лет. Семьями, поодиночке, с друзьями, и даже клубами по интересам приходили арсен..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство